Фрагмент для ознакомления
2
В Российской Федерации понятие "национальная безопасность" получило широкое распространение в последние десятилетия. И по определению это понятие у разных слоев населения существенно отличается. В большинстве случаев национальная безопасность, связанная только с деятельностью спецслужб, отождествляется с обороной государства .
Но, несмотря на то, что в современном мире гарантии безопасности по-прежнему обеспечивают энергетические или такие угрозы, как энергопотребление, экономические, политические, морально-этические и другие аспекты обеспечения национальной безопасности стали более важными.
Итак, под национальной безопасностью понимается состояние защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В то же время наиболее важными интересами можно считать то, что права и свободы граждан способствуют нормальному функционированию всего общества и суверенитету государства.
Основными элементами национальной безопасности являются политическая, экономическая, военно-техническая, экологическая, информационная и гуманитарная безопасность, а также принципы права, уважения интересов безопасности граждан и государства, взаимодействия с ответственностью за обеспечение безопасности на международной арене и взаимосвязи между национальной и международной безопасностью.
Элементы, функции и принципы национальной безопасности, формируя ее содержание, приводят к разработке стратегии национальной безопасности на государственном уровне системы средств и методов контроля над внешними и внутренними угрозами.
За разработку и реализацию стратегии национальной безопасности отвечает государственный орган - Президент Российской Федерации, Правительство, Совет Безопасности Российской Федерации, Федеральная служба безопасности, Министерство обороны, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел.
Все эти организации, основанные на плане национальной безопасности, идеологии местного бизнеса развития. Кроме того, на законодательном уровне основы национальной безопасности отражены в таких нормативных правовых актах, как федеральный закон "О безопасности", федеральный закон "О противодействии терроризму". Свойства военной обороны в сфере нашего государства именно в том, что Россия относится к государствам с высоким уровнем военной угрозы: на ее территории часто проводилась полномасштабная военная операция, например, в Кавказском регионе, имели место десятки террористических актов.
Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее свободы, суверенитета, государственной и территориальной целостности, предотвращении военного нападения на Россию и ее союзников, обеспечении условий для мирного и демократического развития государства .
Национальные интересы российской пограничной зоны заключаются в создании политических, правовых, организационных и иных условий, обеспечивающих надежную охрану государственной границы Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в пограничной зоне Российской Федерации.
Важнейшим элементом национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного терроризма, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время-от опасностей, возникающих в результате ведения военных действий или в результате этих действий.
Согласно стратегии национальной безопасности, стратегическими целями совершенствования национальной обороны являются предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов, а также осуществление стратегического предотвращения и защита интересов обеспечения военной безопасности страны.
Стратегическое сдерживание предполагает разработку и систематическую реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и других шагов, направленных на предотвращение или снижение угрозы деструктивных действий агрессивного государства (Составных государств).
Стратегическое сдерживание осуществляется с использованием финансовых возможностей государства, в том числе ресурсов для поддержки сил национальной безопасности, путем развития системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства.
Российская Федерация обеспечивает национальную оборону на основе принципа разумной достаточности и эффективности, в том числе методами, средствами и невоенными ответными мерами, механизмами публичной дипломатии и миротворчества, международным военным сотрудничеством.
Обеспечение военной безопасности путем развития и реформирования военной организации и оборонного потенциала государства, а также выделения на эти цели достаточных финансовых, материальных и иных ресурсов .
Стратегическая цель национальной обороны достигается путем развития системы национальной безопасности, реализации перспектив военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также путем совершенствования системы управления государственной военной организацией и реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы.
Государственная политика Российской Федерации в области национальной обороны и армейского строительства, в том числе в рамках Союзного государства, долгосрочной целью является совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и ведомств, призванных обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства при любых условиях развития военно-политической обстановки.
Угроза военной безопасности: политика ряда крупных зарубежных стран по достижению цели важнейшего превосходства в военной сфере, главным образом в стратегических ядерных силах, путем разработки высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений, где ядерными технологиями является формирование односторонней глобальной системы противоракетной обороны и военного непосредственно околоземного пространства, что может привести к новому витку гонки вооружений, а также распространению ядерного и химического оружия, биологических технологий, производству оружия массового уничтожения или его компонентов и средств доставки .
Негативно сказалось на состоянии военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, что спровоцировало отход от международных соглашений в области ограничения и сокращения вооружений, а также действия, направленные на нарушение стабильности государственных и военных систем управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля в космосе, при выполнении стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности и других опасных веществ [1].
Российская Федерация реализует долгосрочную государственную политику в области развития национальной обороны через систему базовых концепций, программных документов, а также документов планирования, разработку норм законодательного контроля за деятельностью органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций реального сектора экономики, организаций гражданского общества в мирное и военное время, а также оптимизацию сил и средств гражданской обороны, сетевой и транспортной инфраструктуры страны в интересах национальной обороны.
Основной функцией укрепления обороноспособности Страны в среднесрочной перспективе является переход Вооруженных Сил Российской Федерации к качественно новому облику сохранения потенциала Стратегических ядерных сил путем совершенствования организационно-штатной структуры и системы регионального базирования войск и сил, увеличения численности подразделений постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организационного межвидового взаимодействия между войсками и силами.
В связи с этим совершенствуется система назначения в вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в том числе осуществляется подготовка личного состава и развитие необходимой инфраструктуры, сохраняются соответствующие механизмы выхода в резерв неработающих, повышается престиж военной службы и статус офицеров, а также реализация государственных программ и порядка разработки, создания и модернизации вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки и связи.
Фрагмент для ознакомления
3
. Возженников А. В. Национальная безопасность России. Методология исследования и политика поддержки. М.: РАГС, 2014. - 379 с.
2. Вахромеев А. В., Кулешов С. Г. Национальная безопасность России: декларации и реальность. - М.: Вузовская книга, 2013. - 260 с.
3. Владимиров А. Военная реформа в России. М.:РАГС, 2016. 352 с.
4. Загорский А. В. Безопасность России: XXI век. Под редакцией А. В. Загорского. - М.: Права человека, 2016. - 189 с.
5. Золотарев В. А. Военная безопасность российского государства. М.: Кучково поле, 2013. - 484 с.
6. Ефимов Н.Н. Политические и военные аспекты национальной безопасности России. - М.: КомКнига, 2016. - 240 с.
7. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24).
8. Коровянский А. И., Лутовинов В. И. Военная безопасность Российской Федерации и ее обеспечение в современных условиях. - М.: РАГС, 2017. - 218 с.
9. Коровянский А. И., Лутовинов В. И. Военная безопасность Российской Федерации и ее обеспечение в современных условиях. - М.: РАГС, 2007. - 218 с.
10. Макаренко И. К. Военная безопасность государства: сущность, структура и пути обеспечения в постконфронтационную эпоху: учебное пособие. 2016. - 263 с.
11. Макаренко Д. И., Хрусталев Е. Ю. Концептуальное моделирование военной безопасности государства. - М.: Наука, 2016. - 304 с.
12. Макаренко И. К. Сущность, содержание и условия реализации военной реформы в Российской Федерации: учебное пособие. М.: РАГС, 2016. - 148. Меркулов В. И. Россия-Азиатско-Тихоокеанский регион: узел интересов. М.: Академический проект, 2015. - 496 с.
13. Останков В. И. Военная безопасность России в начале XXI века. - М.: Вече, 2017. - 352 с.
14. Прохожев А. А. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. М.: РАГС, 2016. - 311 с.
15. Стрекоза В. Г. Военное право. Под редакцией доктора юридических наук, профессора В. Г. Стрекозова, доктора юридических наук А. В. Кудашкина. М.: Академический проект, 2016. - 298 с.
16. Цыганкова П. А. Международные отношения: теории, конфликты, организации. Под редакцией П. А. Цыганкова. - М.: Альфа-М, 2016. - 412 с.
17. URL: http: / / bondarets. com/? p=137 (дата обращения 16.05.2021)
18.URL:http://www.vrazvedka.ru/main/editor/makarenko.html. (дата обращения 17.05.2021)
19. URL: http: / / stra. teg. ru/библиотека/национальная/34/2/0 (дата обращения 16.05.2021)
20.URL:http://svr.gov.ru/svr_today/doc03.htm (дата обращения 18.05.2021)
21. URL: http: / / security. ru/index.php? =view&id=53& p=18 (дата обращения 16.05.2021)